сайт учителя начальных классов Пановой Ирины Александровны



irinapanova7219@gmail.com

Планирование занятий кружка учащихся начальных классов «Юный исследователь»

14.01.2014 18:35
  1. Пояснительная записка.

Прекрасно это чувство – любовь к своему краю, к своей малой родине.

Но, чтобы полюбить родной край, нужно его знать.

Русский учёный Д.Н. Кайгородов писал:

 «И это всегда так бывает: чтобы полюбить, надо узнать, - не зная, нельзя любить».

Необходимость изучения в школе особенностей своего края прописана в законе «Об образовании». Для более детального изучения своего края возникла необходимость организации исследовательской деятельности в начальной школе. Обучающиеся начальных классов   научатся получать информацию путём собственных наблюдений, приобретут первые знания по исследованиям. Планирование содержания  кружка «Юный исследователь» сориентировано с планом внеклассной работы. Темы исследований могут соответствовать теме школьной конференции (проводятся ежегодно), а также могут быть индивидуальными проектами школьников для развития познавательного интереса конкретного обучающегося в рамках учебной программы и шире.

Кружок «Юный исследователь» рассчитан на 4 года начального обучения. Каждый год содержание программы может быть дополнено и скорректировано.

Исследовательская деятельность младших школьников поможет собрать краеведческий материал, написать первые работы (рассказы) о своей малой родине. Это будет началом летописи о родном крае, а в итоге – большой привязанности и любви к малому уголку на огромной Земле.

Содержание программы

Цель программы: Организация исследовательской деятельности младших школьников через изучение особенностей своего края.

        Задачи:

  • Создание условий для ознакомления детей с природой, историей и культурой родного края;
  • Обучение проведению исследований младшими школьниками;
  • Стимулирование у детей познавательного интереса в различных науках (областях);
  • Воспитание любви к малой родине, уважения к традициям старших поколений;
  • Развитие творческой исследовательской активности детей;
  • Формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности;
  • Вовлечение родителей и их семей в исследовательскую деятельность

 

 

 

Программа рассчитана на 33(34) часа - 1 занятие в неделю.

Теоретическая часть программы состоит из 4-х частей:

1.   Введение.

2.  Оформление исследовательских работ.

3. Мой край:  семья, природа, история, культура – исследования по краеведению.

4. Подведение итогов работы за год.

Практическая часть программы предусматривает проведение экскурсий, сбор материалов, работу с источниками и написание исследовательской работы, выступления на конференциях в школе и т. д. Занятия с младшими школьниками проводятся как коллективно, так и в индивидуальном порядке.

Программа

1Введение.  Формы и методы исследовательской деятельности: беседы со взрослыми, наблюдения, опыты, работа с источниками информации (справочники, словари, энциклопедии, Интернет, т. д.).

Практическая работа (ПР):  экскурсии в библиотеку: правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы; поиск информации через Интернет: правила работы с компьютером

Учащиеся должны знать: формы и методы исследовательской деятельности; правила работы с источниками получения информации;  особенности чтения научно - популярной литературы;  особенности и приемы конспектирования.

Учащиеся должны уметь:  анализировать научно-популярную литературу;  пользоваться компьютером

2. Оформление исследовательских работ.  Основы исследовательской деятельности. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ литературы по теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык, стиль. Сокращения, обозначения. Приложения. Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. выводы и оформление «Заключения».

 

 

ПР:  оформление исследовательских работ для участия в школьных  конференциях;

 выступление с результатами исследований перед обучающимися школы (мини-конференция);   заметка в газету  о результатах проведённого исследования

Учащиеся должны знать:  требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ; вклад каждого участника группы (если работает несколько авторов) в работу.

Учащиеся должны уметь:  оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;  логически выстраивать текстовой материал;  анализировать результаты исследований. 

3. Исследования по краеведению. Мой край: природа, история, культура.

1-й год – Я и моя семья. Мои увлечения, увлечения членов моей семьи. Что мне нравится  в жизни, а что любили мои предки. Мои питомцы.

ПР: беседы с родственниками, ведение дневника. Фотографирование.

2-й год  - История.  2013 год – год 68-летия победы в ВОВ. Дети в военные годы – ваши земляки (родственники) на территории Камешковского района.

ПР: Опрос населения, анкетирование, работа с информаторами: беседы, ведение дневников, встреча с информаторами в школе «Как было раньше и как теперь»,  фотографирование

3-й год  – Природа.  Погода в нашем крае. Наблюдения за погодой. Ведение дневника наблюдений. Условные знаки. Растения в школьном дворе. Растения леса. Охраняемые растения. Охрана природы своего края.

ПР:   организация наблюдений за погодой в разные сезоны, ведение дневника наблюдений,  наблюдения за растениями в школьном дворе, в лесу,  сбор гербария.

4-й год  – Культура. Материальные и духовные ценности края. Писатели, поэты, музыканты, художники Камешковского края. Народные промыслы. Достопримечательности.

ПР:   экскурсии в библиотеку, в  музеи,  поездки по Камешковскому  краю.

Учащиеся должны знать: состояние исторических, культурных, природных памятников своего края; памятные исторические события нашей Родины; традиции, обычаи, трудовые навыки населения своей местности; особенности природы своего края; растения и животных своего края, находящихся под охраной;

 Учащиеся должны уметь:  обладать навыками исследовательской деятельности в области истории, природы и культуры родного края;  давать характеристику исследуемых объектов в своем крае; обрабатывать результаты наблюдений; принимать участие в мероприятиях по охране исторических, культурных, природных памятников.

4. Подведение итогов работы за год.  Анализ исследовательских работ. Обсуждение планов на следующий год. «Портфолио» юного исследователя.

Учащиеся должны знать:  «портфолио» юного исследователя

Учащиеся должны уметь: анализировать свою деятельность в области исследований и ставить новые цели и задачи.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

- Овладение навыками исследовательской деятельности – сбор информации по теме и написание исследовательской работы

- Формирование способности к саморазвитию и совершенствованию: выступление с исследовательской работой на конференциях разных уровней (школьная, районная, заочная)

- Развитие творческих способностей детей – конкурс «Портфолио юного исследователя»

Условия реализации программы

Занятия с детьми проводятся в классе, в библиотеке, в компьютерном классе. Практические занятия  организуются в соответствии с темой исследования: сбор информации, наблюдения, проведение экскурсий с выходом к объекту исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 1 –й год:  Я и моя семья.  (33 часа)

Тема занятия

Содержание занятия. ПР (практическая работа)

1

  1. Введение. Цель и задачи кружка «Юный исследователь».

Содержание работы. Портфолио юного исследователя.

2

Что такое исследование? Формы и методы исследовательской деятельности.  

ПР: Беседы со взрослыми, наблюдения, опыты.

3

Как задавать вопросы?

ПР: Составление вопросов для беседы с информаторами.

4

Как выбрать тему исследования?

Обоснование выбранной темы.

5

Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку)

 Правила работы с источниками информации.

6\7

 «Знакомство с информационными справочниками»

Особенности чтения научно-познавательной литературы.

8

Наблюдение как способ выявления проблем.

ПР: Составление вопросов для беседы с информаторами.

9\10

 Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания

Отбор и анализ литературы по теме. Составление рабочего плана исследования.

11

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.

Логическое построение текстового материала в работе.

12

Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы

Логическое построение текстового материала в работе.

13

 Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.

Логическое построение текстового материала в работе.

14\15

 Экскурсия как средство стимулирования исследовательской  деятельности детей

ПР: Составление вопросов для беседы с информаторами

16

Обоснованный выбор способа выполнения задания

Оформление работы.

 

17

Мы - исследователи (12 ч)

 Моя любимая игрушка.

ПР: отбор и размещение рисунков, фото.

18

Праздник Новый год. Почему мы любим его встречать?

ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа)

19

Моё любимое число.

ПР: Построение таблиц, схем и т. д. отбор  рисунков, фото.

20

Мои питомцы.

ПР: Построение схем, отбор и размещение рисунков, фото.

21-22

Алфавит. Любимая буква.

ПР: Построение схем,  отбор и размещение рисунков, фото.

23-24

Любимые игры наших бабушек и дедушек (мам и пап)

ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа)

25

Что люблю смотреть по телевизору я.

ПР: Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фото.

26

Чем я люблю заниматься  в свободное время.

ПР: Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фото.

27-28

Чем любили заниматься мои бабушка и дедушка.

ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа)

29-30

Любимая сказка

ПР: Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фото.

32-33

 Заключение (2ч)   Анализ исследовательской деятельности.

Выставки творческих работ –  средство стимулирования проектной деятельности детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-й год -  Исследования по краеведению. Мой край: история

Тема занятия

Содержание занятия  ПР

1

Введение.

Цель и задачи кружка «Юный исследователь».

Содержание работы. Портфолио юного исследователя

2

Формы и методы исследовательской деятельности.  

Беседы со взрослыми, наблюдения, опыты.

3

Формы и методы исследовательской деятельности. ИР №1: Знакомьтесь – это я! (Летопись семьи «Мои первые исследования»)

Работа с источниками информации (справочники, словари, энциклопедии, Интернет и т. д.)

4

Прочитаешь – многое узнаешь.

ИР №1: Знакомьтесь – это Я!

Экскурсия в библиотеку: правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы

5

Поиск информации через Интернет.

ИР №1: Знакомьтесь – это Я!

Правила работы с компьютером

 

6

Оформление исследовательских работ

Основы исследовательской деятельности. .

ИР №1: Знакомьтесь – это Я!

Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования

7/8

Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.

ИР №2: Один день из жизни моей мамы (Летопись семьи – «Мои первые исследования»)

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники.

 Отбор и анализ литературы по теме. Составление рабочего плана исследования.

Исследования по краеведению. Мой край: история: 2013 год – год 68-летия победы в ВОВ.

 

9

Знакомьтесь – это Я!

 

(презентация ИР №1  - Мини-конференция)

10/12

Оформление работы.

ИР №2: Один день из жизни моей мамы (Летопись семьи)

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники.

Оформление титульного листа.

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

 

13/14

Оформление работы.

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники.

 

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

ПР: Опрос населения.

15/16

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники.

ПР: Составление вопросов для беседы с информаторами

17/18

Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык, стиль.

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники.

ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа)

19/20

Наглядный материал.

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники.

Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фото.

 ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа)

21/22

Сокращения, обозначения. Приложения.

Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление.

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники.

ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа)

23/24

Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. Выводы и оформление «Заключения». 

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники.

ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа)

25/26

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники.

 

ПР: Оформление исследовательских работ для участия в школьной конференции (районной)

27/28

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники.

 

ПР: Подготовка и выступление с результатами исследований перед обучающимися школы

29/30

Встреча с информаторами в школе «Как было раньше и как теперь»

ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа)

31/32

Портфолио юного исследователя: ИР №1,2,3

 

ПР: Заметка в газету  о результатах проведённых исследований

33/34

Подведение итогов работы за год. 

Анализ исследовательских работ. Обсуждение планов на следующий год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-й год - Исследования по краеведению. Мой край: природа

Тема занятия

Содержание занятия,

практическая работа (ПР)

1

Введение.  Стань исследователем природы. «Портфолио» юного исследователя

Цель и задачи кружка «Юный исследователь». Содержание работы.

ПР: Удивительное рядом: учимся задавать вопросы

2

Прогулка по школьному двору:

В гости к осени: учимся смотреть и видеть.

Растения в школьном дворе.

 

Формы и методы исследовательской деятельности: беседы со взрослыми, наблюдения, опыты. Правила поведения в природе во время прогулки.

ПР: Наблюдения за растениями в школьном дворе; сбор гербария

3

Прогулка в лес. В гости к осени: учимся смотреть и видеть. Растения леса. Цветы и травы осенью.

Формы и методы исследовательской деятельности: работа с источниками информации (справочники, словари, энциклопедии, Интернет и т. д.)

Растения леса. ПР: Наблюдения за растениями в лесу; сбор гербария

4

Экскурсия в библиотеку:

Прочитаешь – многое узнаешь.

 

Экскурсия в библиотеку: правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы

5

Ведение дневника наблюдений. Условные знаки. Прогулка:

Погода в нашем крае. Наблюдения за небом.

ПР: Зарисовки осеннего неба, облаков

Наблюдения за погодой. Осень

Ведение дневника наблюдений.

6/7

Поиск информации через Интернет. Правила работы с компьютером

Индивидуальная работа

8

Прогулка: Наблюдения за растениями. Деревья осенью.

Охраняемые растения.

ПР: Сбор гербария

9

Охрана природы своего края

Зарисовки осенних деревьев.

ПР: Наблюдения за погодой. Осень

Ведение дневника наблюдений.

10

В лес за здоровьем. Лесная аптека.

Лекарственные травы нашей местности.

ПР: Наблюдения за погодой. Осень

Ведение дневника наблюдений.

11

ИР № 1: *Загадки осеннего леса

*Тайна осеннего листа и др.

Оформление исследовательских работ

Основы исследовательской деятельности. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования.

12

ИР № 1:*Загадки осеннего леса

*Тайна осеннего листа и др.

Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ литературы по теме.

13

ИР № 1:*Загадки осеннего леса

*Тайна осеннего листа и др.

Составление рабочего плана исследования.

14-15

ИР № 1:*Загадки осеннего леса

*Тайна осеннего листа и др.

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

16

ИР № 1:*Загадки осеннего леса

*Тайна осеннего листа и др.

Оформление титульного листа.

Оформление страниц «Введение», «Содержание»,«Использованная литература».

17

ИР № 1:*Загадки осеннего леса

*Тайна осеннего листа и др.

Работа индивидуальная и коллективная.

18

ИР № 1:*Загадки осеннего леса

*Тайна осеннего листа и др.

Вклад каждого участника группы в работу.

19

Исследовательская работа № 2:

Особенность зимы в нашем крае (по наблюдениям за погодой)

Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык, стиль.

ПР: Наблюдения за погодой. Зима.

Ведение дневника наблюдений.

20

Природа и наше здоровье. Закаливание организма в разное время года

Прогулка «Мороз и солнце!»

Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий.

ПР: Наблюдения за погодой. Зима.

Ведение дневника наблюдений.

21

Исследования по краеведению. Мой край: природа 

Погода в нашем крае. Наблюдения за погодой. Ведение дневника наблюдений.

ИР  № 2:Особенность зимы в нашем крае (наблюдение за погодой)

Погода в нашем крае. Наблюдения за погодой в разное время года. Ведение дневника наблюдений.

22

ИР № 2:Особенность зимы в нашем крае (по наблюдениям за погодой)

Сокращения, обозначения. Приложения.

Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление.

ПР: Наблюдения за погодой. Зима.

Ведение дневника наблюдений.

23

Прогулка: «Весна идет»

ПР: Наблюдения за погодой. Весна.

24-25

ИР № 3:Весна в жизни растений. Деревья-первоцветы

ПР: Наблюдения за цветением деревьев.

26

ИР № 3:Весна в жизни растений. Деревья-первоцветы

ПР: Анализ и обобщение полученных материалов наблюдений

27

ИР № 3:Весна в жизни растений. Деревья-первоцветы

ПР: Оформление исследовательских работ для участия в школьной конференции

28

29

Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. Выводы и оформление «Заключения».

 

30

Конкурс-игра «Тайны окружающего мира"

 

31/32

 Подготовка и выступление с результатами исследований перед обучающимися школы (школьная конференция)

 

33/34

Подведение итогов работы за год. «Портфолио» юного исследователя

Анализ исследовательских работ. Обсуждение планов на следующий год

 

 

 

 

 

4-й год - Исследования по краеведению. Мой край: культура

Тема занятия

Содержание занятия,

практическая работа (ПР)

1

Введение. «Портфолио» юного исследователя

Цель и задачи кружка «Юный исследователь». Содержание работы.

2/3

Формы и методы исследовательской деятельности: беседы со взрослыми, наблюдения, опыты

ПР: Проведение  мини-исследования «Учителя нашей школы. Какие они?»

- составление опросника для беседы, анкеты

- беседа с учителями (Летопись школы)

4

Экскурсия в лавку древности:

«О чём может рассказать неизвестный предмет?»

ПР: Экскурсия в школьный музей. Беседа с хозяйкой музея –Львовой Н.В.

5

Формы и методы исследовательской деятельности: работа с источниками информации.

ПР: Правила работы с источниками информации.

6/7

Экскурсия в библиотеку. Правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы

Правила поведения в библиотеке.

Научно-познавательная литература по культуре  края.

ПР: Правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы

8-10

Поиск информации через Интернет. Правила работы с компьютером

ПР: Индивидуальная работа. Поиск информации через Интернет о культуре Камешковского края

11

 Исследовательская работа № 1:

Откроем тайну названия города

Оформление исследовательских работ

Основы исследовательской деятельности. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования.

ПР: сбор материалов о городе и его  названии

12-13

ИР № 1: Откроем тайну названия города

Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ литературы по теме. Составление рабочего плана исследования.

ПР: : поиск материала и работа с информаторами

14-16

 

ИР № 1: Откроем тайну названия города

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература». Оформление титульного листа.

ПР: : поиск материала и работа с информаторами

17

ИР № 1: Откроем тайну названия города

 

Работа индивидуальная и коллективная.

ПР: поиск материала и работа с информаторами

18

ИР № 1: Откроем тайну названия города

Вклад каждого участника группы в работу.

19

ИР № 1: Откроем тайну названия города

Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык, стиль.

20

Поездка в городской музей.  Знакомство с памятниками города.

 

21

Исследования по краеведению. Мой край: культура

Материальные и духовные ценности края.

 

Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий.

ПР: сбор материала о рожечниках из села Мишнево

22

Посиделки. Встреча с родственниками рожечников

ПР: сбор и обработка информации:

Исследовательская работа № 2:

23

Писатели  и поэты Камешковского края

ПР: беседа с авторами книги о Камешковском районе

24

ИР  № 3:Индивидуальные проекты (самостоятельный выбор темы исследования)

Сокращения, обозначения. Приложения.

Объём исследовательской работы.  Эстетическое оформление.

ПР: Оформление ИР  для участия в школьной конференции (районной, областной)

25

Музыканты и художники Камешковского края.

ИР № 3: Индивидуальные  проекты

ПР: Оформление ИР для участия в школьной конференции (районной, областной)

26

Народные промыслы.

ИР  № 3: Летопись семьи: У бабушек и дедушек – золотые руки (выставка работ).

Индивидуальные проекты - краткосрочные

ПР: Оформление исследовательских работ для участия в школьной конференции (районной, областной)

27

Достопримечательности края.

Охрана исторических, культурных, природных памятников.

Презентация «Историческое, культурное природное наследие края»

 

28/29

Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. Выводы и оформление «Заключения».

ИР  № 1-3

 

30

Экскурсия в городской музей.

 

31/32

 Подготовка и выступление с результатами исследований перед обучающимися школы (школьная конференция)

 

33/34

Подведение итогов работы за год. «Портфолио» юного исследователя

Анализ исследовательских работ. Обсуждение планов на следующий год

 

Из своего опыта работы могу отметить, что, занимаясь с учащимися исследовательской деятельностью, я учу их работать с научной литературой, проводить наблюдения, обобщать свой опыт и опыт разных авторов, работать со справочной литературой, а главное – учу  общаться с людьми.  Подготовка исследовательской работы учащимися во внеурочное время повышает интерес к изучению предмета, развивает творческие способности детей, их нравственные качества, активизирует познавательные интересы.

 

Список литературы.

 1. Борздун  В.Н., Овчинникова  Е.Г. Исследовательская деятельность школьников как объект целенаправленного педагогического руководства [Текст] / В.Н. Борздун  Е.Г. Овчинникова // Учитель Кузбасса.- 2006.- №1- С.81-90.

  2. Д.Б. Григорьев, П.В. Степанов Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. [Текст] : Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.-321с.

 3. Козлова, Л.П. Исследовательская работа: научно-практический аспект [Текст] / Л.П. Козлова, Н.Г. Савина // Среднее профессиональное образование. – 1999. - № 7. – С. 25 – 27.

4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. — М.: Издание МГДД (Ю) Т, 2003.

5. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. -2003.- №4. -С. 18-23.

 7. Обухов А.С. Ученик в школе – уникальная личность в уникальных условиях // Исследовательская работа школьников. 2004. -№2.- С.- 27-29.

 8. Рождественская, И.В. Система работы по интеллектуально-творческому развитию учащихся [Текст] /И.В. Рождественская //Исследовательская работа школьников.-2006.- №1- С.165-174.

 9. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. — М.: Генезис, 2005.

 10. Степанова, М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении [Текст]: учебно-методическое пособие для учителей / М.В. Степанова, А.П. Тряпицина. – Санкт-Петербург: КАРО, 2005. – 96 с.